Музей речного флота Волжской государственной академии водного транспорта

Вступление

20 марта 2014 года часть группы ГТ-11 в рамках дисциплины «Рекреационная география и туризм Нижегородской области» посетила Музей речного флота Волжской государственной академии водного транспорта.

Общая информация о музее

Музей находится по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, 7 (4 этаж, вход с улицы Минина).

Режим работы: с 09:00 до 16:00, понедельник – пятница, без обеда, по предварительной записи; последняя пятница месяца – санитарный день.

Контактный телефон: 8 (831) 419-87-868 (831) 419-87-86.

Директор музея: Абаева Галина Павловна.

Музей был образован в 1921 году в г. Саратов под названием «Музей волгаря». Организатором и первым директором музея был Фёдор Николаевич Родин. В 1935 году музей был переведён в г. Горький в здание современной Волжской государственной академии водного транспорта.

Статус музея – государственный.

Музей специализируется на истории развития речного флота и судоходства.

Храм памяти

Зал 1. История зарождения и развития судоходства

Экскурсия началась с сигнала рынды – своеобразного приветствия, после которого мы прошли в зал. Экспозиция первого зала отражает историю зарождения и развития судоходства. Здесь нам было предложено посмотреть презентацию «Великая река». Презентация была снабжена картинами известных русских художников, таких как: Айвазовский И.К. «Волга у Жигулёвских гор», Кустодиев Б.М. «На Волге», Репин И.Е. «Бурлаки на Волге», Суриков В.И. «Степан Разин», Боголюбов А.П. «Крестный ход в Ярославль», а также фотоматериалами, посвящёнными Волге и истории развития судоходства в России.

В продолжение презентации нам рассказали об одноразовом сплавном судне «Беляна», которое начинали строить осенью, а весной – спускали на воду. Беляна использовалась для перевозки разных лесных материалов и двигалась в низовья Волги. В конечном пункте её старались поставить ближе к берегу и ждали, когда отойдёт вода; судно подсыхало, и его начинали разбирать. Данный тип использовался в течение долгого времени. Последняя Беляна была построена в 1926 г.

ИзображениеБеляна

В этом же зале нам было предложено посмотреть на галеру Екатерины II «Тверь», на наборное судно, шитое ремнями – Шитик, на фотоматериалы с изображением чёлна, на макеты Гусяны и Тихвинки.

ИзображениеШитик

Зал 2. Развитие судоходства на Волге.

Мы перешли во второй зал. В этой части музея экспозиция включала в себя несколько блоков: бурлачество, становление Петром I русского флота, изобретения Ивана Петровича Кулибина и коноводные машины.

В составе экспозиции имеются бурлацкие договоры и бирки, по которым производился расчёт за проделанную работу, фотографии и личные вещи бурлаков.

Изображение

Справа от диорамы, изготовленной по картине Репина И.Е. «Бурлаки на Волге», представлена модель судна типа «Расшива» и информация о развитии флота в России в петровский период.

В экспозиции, посвящённой изобретениям И.П. Кулибина, экскурсанты могут наблюдать подлинный фонарь-прожектор, который Иван Петрович изобрёл в 1779 году, а также модель судна, получившего название «Водоход», изобретённого Кулибиным в 1782 году на замену бурлацкого труда.

ИзображениеИзображение

Зал 3. Развитие парового судоходства в России.

В третьем зале экспозиция посвящена развитию пароходного судоходства, кабестанов и пассажирского флота России.

ИзображениеКабестан «Ярославль»

Одним из ярчайших экспонатов является макет цепного буксира – туера. Туеры появились на р. Шексне в 1861 году, а на Волге, в районе Рыбинск – Тверь, в 1869 году, где проработали до конца XIX века. Стоит отметить, что на реке Енисей туер действует и в настоящее время.

ИзображениеТуер

Широкое развитие пассажирского флота началось в середине XIX века, что было связано с возрастающими потребностями населения России, и уже в 1853 году было организовано пароходное товарищество «Самолетъ».

Изображение

В зале представлены модели пассажирского парохода «Казань», имевшего три класса кают, пароходов «Володарский», «Спартак» и др.

Изображение«Спартак»

В 1860-е годы Альфонс Александрович Зевеке предложил кардинально изменить тип волжских речных судов, а уже в 1871 году был спущен на воду товаро-пассажирский пароход «Переворот», открывший новую эпоху в российском судоходстве. Зевеке построил и ввёл в эксплуатацию судна «Алабама», «Аллегани» и «Магдалена», которые могли использоваться в период обмеления рек. Эти модели также представлены в экспозиции музея.

Изображение«Переворот»

Россия является родоначальницей теплоходостроения, поэтому продвигаясь вглубь 3 зала, можно увидеть модель первого в мире нефтеналивного теплохода «Вандал», построенного в 1903 году на Сормовском заводе.

ИзображениеТеплоход-дизельэлектроход для перевозки нефтепродуктов «Вандал»

Зал 4. Сталинградская битва

31 января 2013 года была открыта экспозиция к 70-летию освобождения Сталинграда, которая отражает подвиг волжских речников. Среди экспонатов находится модель товаро-пассажирского теплохода «Иосиф Сталин», который, как и некоторые другие, был переоборудован под госпиталь. Капитаном «Иосифа Сталина» был Рачков И.С., которому не раз удавалось увести судно от атак противника. Однако 27 августа 1942 года судно было уничтожено: фашисты расстреляли теплоход из танков, уничтожив рулевую рубку, в которой находился капитан Рачков, и румпельное отделение.

ИзображениеТоваро-пассажирский пароход «Иосиф Сталин»

В зале представлены также некоторые личные вещи контр-адмирала Васюнина П.Н., на стенде размещена информация о подвиге Волжской военной флотилии и сотрудниках Академии, участвовавших в Великой Отечественной войне, и в Сталинградской битве в частности.

ИзображениеИзображение

Зал 5. Машинный зал.

В пятом зале представлены модели судовых наклонных паровых машин, а также макеты дизельных установок.

Изображение

Судовая наклонная паровая машина

Экскурсоводы демонстрируют работу паровых машин.

Зал 6. Зал грузового послевоенного флота.

В экспозиции шестого зала представлены модели грузовых судов, построенные в первые послевоенные пятилетки и в современный период. Здесь можно посмотреть на модели нефтерудовозов, суда смешенного типа – река–море, составные теплоходы, контейнеровоз «Бахтемир», морской железнодорожный паром и др.

ИзображениеСухогрузный теплоход типа «Волго-Дон»

Изображение

Сухогрузный теплоход контейнеровоз «Бахтемир»

Помещение №2

На этом наша экскурсия не закончилась. Нам предложили пройти в другое помещение, которое состоит из двух залов. Первый зал посвящён пассажирскому флоту, второй – зал технического флота.

Зал 1. Пассажирский флот.

Экспозицию зала условно можно разделить на две части: модели судов туристского назначения («Родина», «Ленин», «Валериан Куйбышев», «Максим Горький», «Владимир Ильич») и скоростные суда на воздушной подушке («Зарница», «Сормович», «Орион» и др.), на подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Спутник») и экранопланы («Орлёнок»).

ИзображениеТрёхпалубный грузопассажирский теплоход «Родина»

Изображение

«Валериан Куйбышев«

Изображение

Теплоход «Владимир Ильич«

Изображение

Пассажирский теплоход на воздушной подушке «Зарница«

Изображение

Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Спутник«

Изображение

Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок«

Зал 2. Технический флот.

Зал технического флота представлен моделями самоходной и несамоходной шаланды, земснарядами, ледоколами и др.

ИзображениеДизель-электрический самоходный траншейный земснаряд

Изображение

Дизель-электрический линейный ледокол «Капитан Чечкин«

Предварительные итоги

Подводя предварительные итоги, следует отметить, что музей располагает уникальными экспонатами, историческими документами, фотографиями, чертежами, моделями судов и некоторыми другими ресурсами, экспозицию музея украшают гравюры и картины, атрибуты, использующиеся на бортах и многое другое. Важным аспектом является и то, что музей речного флота фактически единственный музей истории развития судостроения и судоходства в России.

Представленная нам экспозиция располагается в двух помещениях, первое из которых состоит из 7 залов (6 из которых располагают экспонируемыми материалами), а второе – из 2 залов. Площадь помещений составляет примерно 500 м2 и 50 м2 соответственно.

По своей структуре экспозиция выстроена в хронологическом порядке – экскурсант, таким образом, прослеживает этапы развития судостроения и судоходства в России. Материалы, представленные в музее, вряд ли оставят посетителя равнодушным – каждый найдёт для себя нечто интересное; это обеспечивается, в том числе, и качественной работой экскурсоводов.

Личное мнение

В ходе экскурсии я выделила для себя несколько, наиболее заинтересовавших меня, блоков – это зал «Сталинградская битва» и зал «Пассажирского флота».

В «Сталинградской битве» я ценю тот факт, что музей продолжает развиваться, предоставляя зачастую многим неизвестную историю подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Увековечивая память героев-речников, сотрудники музея доносят до умов и сердец людей то, что современному поколению следует ценить и беречь, то, к чему следует стремиться.

В зале «Пассажирского флота» в первую очередь хочется выделить два блока: 1 – пароходы, предназначенные для туристских целей, 2 – экранопланы. В первом блоке отмечаю такие модели как «Родина», «Ленин», «Владимир Ильич», «Максим Горький», «Валериан Куйбышев». Зная историю своей страны, хочется верить, что когда-нибудь вернутся те прекрасные времена, когда каждый житель нашей страны будет чувствовать себя человеком…

Во втором блоке я выделила экранопланы. Представленный макет «Орлёнка» и волнующая речь экскурсовода заставили задуматься над современностью. Надеюсь, Россия, особенно в свете последних событий, вновь заявит о себе. Искренне верю в то, что Россия – Великая держава! Россия воспрянет, вопреки всем и всему!

Замечу также, что экскурсию для нас проводили три человека, три изумительных человека, несущие свет и добро, воспитывающие патриотизм в каждом, кто приходит в этот прекрасный музей: Галина Павловна Абаева, Владимир Александрович Першин, Владимир Николаевич Чистов.

О проблемах

О помещении музея в разговорном стиле можно сказать так: обычный музей. Несмотря на то, что музей снабжён некоторыми современными электронными системами, его следует совершенствовать и дальше. Само помещение требует ремонта. Можно произвести косметический ремонт, но лучше было бы взяться за него основательно – считаю, что музей достоин современного уровня отделки.

Предполагаю, что музею требуется иное помещение – площадью гораздо большей, чем имеется в настоящее время. Как отмечали сотрудники музея, некоторые экспозиции выставлены далеко не полностью.

Состояние экспонатов тоже заслуживает отдельного внимания, так как некоторые из них находятся не в лучшем виде, связано это в том числе и с тем, что для них не всегда имеется возможность создать или обновить футляр.

Ещё одной проблемой можно считать отсутствие информации о музее в более широких кругах и, соответственно, малой вовлечённостью в экскурсионно-туристскую деятельность.

О возможностях использования

С точки зрения возможностей использования музея речного флота в экскурсионно-туристской деятельности, считаю, что музей должен быть вовлечён в эту структуру.

Музей может принимать туристов в течение всего года по указанному графику работы по предварительной записи. Услуги предоставляются не только жителям Нижнего Новгорода и России, но и иностранным туристам.

В настоящее время музей активно посещают школьники, учащиеся колледжей, студенты и др.

Общая оценка

Подводя общий итог, хочу сказать, что я посетила музей дважды и посетила бы его ещё раз, а может, даже не один; отмечаю необходимость вовлечения музея в экскурсионно-туристскую деятельность, отмечаю также качество предоставляемых услуг.

Учитывая ряд отрицательных факторов, исходя из выбранной пятибалльной шкалы (5 – отлично, 1 – «закрыть немедленно»), ставлю твёрдую 4 (хорошо) с большим плюсом – за качество работы сотрудников музея.

Советский флот – лучший флот в мире! Надеюсь, мы вернём всю мощь нашей Великой державы.

Интернет-ресурсы о музее речного флота

Музей на сайте ВГАВТ: http://vgavt-nn.ru/museum/
Группа во «ВКонтакте»: http://vk.com/muzeivolgarya
Неофициальный сайт музея: http://www.museums.unn.ru/river/rivmus.htm
Речной форум: http://riverforum.ru/showthread.php?t=107

Обращаюсь к своим коллегам: не списывайте мой отчёт!!!

Гордеева Л.В.,

20 марта — 2 апреля 2014 г., г. Нижний Новгород

Оставьте комментарий